воскресенье, 14 февраля 2016 г.

"ХОЛОДНЫЙ БАТИК", часть 7.1. тестирую резерв разных производителей, выбираю для работы лучший!

Друзья! Мною протестированы несколько составов в качестве резервирующей жидкости, контур-резерва в технике росписи шелка "холодный батик", предпринята отчаянная попытка сварить резерв самостоятельно в домашних условиях на основе силикатного клея и бензина. Готова изложить в этом разделе все преимущества и недостатки, особенности использования различных материалов на основе бесценного  личного опыта.

Контур-резерв водорастворимый для ткани, бесцветный JAVANA / KREUL (Германия) в мягком тюбике: прозрачная гелевая вязкая основа. Оставляет широкую живую линию, отрегулировать ширину можно только скоростью нанесения резерва движением руки. При попытке провести тонкую и изящную линию резерв натягивается струной, и лопается… прерывается… сам себя "стягивает" в тяжелые капли (почему-то вспомнился фрагмент фильма "Терминатор" с жидким роботом…) образуя вместо сплошной линии жирненький пунктир )), что не сразу можно заметить, приступив к росписи получить потеки красителя. На крепах плотнее 20 г/м₂ не закрепляется, ложится на поверхность, не фиксируется в волокнах ткани - красители соединяются и смешиваются прямо под контуром, оставляя вместо белой четкой линии мутный контур.
Со временем состав в тюбике густеет. Производитель пишет, что перед употреблением содержимое тюбика необходимо смешать. Можно, конечно, выдавить состав в специальный пластиковый контейнер с металлическим наконечником, предлагаемый тем же производителем и смешать (не удивительно, что компания предлагает столько всяких бутылочек и аксессуаров для "удобства" работы…))). Либо аккуратно размять тюбик пальцами перед проработкой рисунка и продолжить его использовать.
В последнем случае появляется новое неудобство: нужно сильнее сдавливать тюбик, чтоб провести линию, и по мере расхода состава резерва нужно все больше усилий прилагать: пальцы рук устают и коснеют, линия получается неравномерная. Концентрируешься отнюдь не на рисунке и чистоте линий.
Этот вид резервирования текстильных красок подходит для суто декоративных "быстрых" проектов, предметов не утилитарного значения. Для серьезной росписи на шелке, длительной работы со сложным рисунком, предметов гардероба, аксессуаров активного и длительного пользования, на мой взгляд, не подходит.
Контур-резерв водорастворимый для ткани золотистого цвета JAVANA, gold light or clair, KREUL / Германия. В мягком тюбике. Его можно использовать исключительно для предметов декора, подушек, картин, панно... не утилитарного значения, не требующих частого ухода, стирки, чистки. Для платков, накидок, шалей его лучше не использовать. Накладывать следует деликатно - местами, например, позолотить тычинки цветка, не сплошными линиями на весь контурный рисунок. Золото выглядит благородно и замечательно, но уже после первой стирки отшелушивается, стирается и уходит кусками.
Со временем состав в тюбике густеет и к тому же расслаивается: гелевая основа и блеск подаются из сопла тюбика на основу неравномерно. Опять же: производитель пишет, что перед употреблением содержимое тюбика необходимо смешать… После нескольких таких смешиваний, мой тюбик лопнул по швам. Все это очень неудобно! И, замечу, достаточно дорого!

NB! Сухая профессиональная химическая чистка работ с использованием металлизированных контур-резервов на водной основе запрещена! 
Резерв на основе силикатного клея, сваренный мною вручную… Красивая линия - ровная. Ширину можно отрегулировать диаметром сопла трубочки; густой резерв можно разбавить бензином; жидковатый, как в моем случае, можно дополнительно упарить до нужной консистенции! Дешево! Но!
Самое главное! Это варево - очень токсично, очень опасно для жизни и здоровья! Очистка трубочки после резерва бензином займет не более 5 минут, здесь никаких сложностей я не вижу. Однако, детализированный рисунок, большая масштабная работа с тонкой графикой может потребовать от 3 до 6 часов работы в прямом контакте с токсичными составляющими самого резерва. И тогда головокружение, тошнота, першение в горле обеспечены! Не говоря уже о самом процессе варки, до сих пор с дрожью вспоминаю свой первый опыт, страшно! Вроде ничего такого! Но хорошо, то, что хорошо кончается…
Хранить готовый резерв можно не больше месяца. Я оставила свой резерв в банке, с тем, чтобы понаблюдать, что с ним случится через месяц, почему автор книги "БАТИК" Сергей Давыдов так предусмотрительно нас читателей об этом предупреждает (Энциклопедия "Батик", С. Давыдов", Москва, "АСТ-ПРЕСС",  с.22.). Так вот, состав резерва расслаивается, желтеет, тускнеет…и даже много раньше месяца! Жуткое открытие в том, что свежий резерв, нанесенный на шелк через месяц на готовой росписи все равно начинает проявляться: мутный желто-серый след, как от "старого жира", который даже после стирки работы не уходит! Это могут быть примеси парафина, канифоля… бензина? Можно много об этом рассуждать, но я предлагаю вспомнить перед началом работы о ценности шелка, как такового, в смысле стоимости, также в смысле количества погибших шелкопрядов из расчета на каждый квадратный метр… Проконтролировать состав и удостовериться в абсолютной чистоте используемых для приготовления резерва ингредиентов в наших мелких бытовых масштабах практически невозможно! У-жас! Я говорю "нет" самостоятельно сваренному резерву на силикатной основе!

NB! Сухая профессиональная химическая чистка работ с использованием резерва на силикатной основе, сваренного в домашних условиях показана - просто необходима для удаления жирных следов парафина и остатков графита, угля.., запечатанного "резервом"!
Контур - GUTTA, Dupont / Бельгия. Цвета лунного камня! Состав однородный, без запаха. Бесцветный резерв оставляет прозрачный след на ткани, быстро сохнет, трубочка отмывается бензином мгновенно! Контуры четкие и равномерные! В зависимости от плотности основы, используемой для росписи, задач, которые перед собой ставит художник, эффектов, которые хочет получить, плавного / резкого, жгучего, рваного характера письма )))...  консистенцию резерва можно отрегулировать специальным растворителем для контуров - GUTTA, предлагаемым производителем. Либо стеклянными трубочками различных диаметров сопла! Так же можно выбрать цвет контура - прозрачный (без цвета), бежевый, серый и черный.
В разбавленном состоянии хранится столько, сколько необходимо, не тускнеет не меняет цвет, ни в емкости, ни на готовой работе со временем. ПРОВЕРЕНО! Да - дорого! Но работать с таким материалом одно УДОВОЛЬСТВИЕ! Перед тобой только линия, которую нужно вести и не отпускать. Важно только правильно держать и направлять трубочку.

NB! Сухая профессиональная химическая чистка работ с использованием резерва на спиртовой основе желательна, для удаления состава резерва и следа карандаша, запечатанного "резервом"!
После всех волнений останавливаю свой выбор на этом резерве контур - GUTTA, Dupont / Бельгия!

Статья в работе.
15.02.2016 © 2016, Olena Bilan

4 комментария:

  1. А как прокомментируете наш гаммовский резерв "Хобби"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Марина. Спасибо за комментарий. С материалами класса "хобби" не работаем. Никак не могу прокомментировать.

      Удалить
  2. А Вы Дюпон трубочкой наносили? Предварительно разбавляли? Не густоват он для трубочки? Я его в Кроэлевский шприц-флакон заправляю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Татьяна! Я пользуюсь трубочками. Резерв густоват, и именно по этой причине каждый художник по своему усмотрению и характеру, в зависимости от творческих задач может использовать одно единственное средство. Разбавляется резерв до нужной консистенции растворителем для резерва ESSENCE F (gutta thinners) этого же производителя.
      Спасибо за комментарий!

      Удалить

Здесь Вы можете задать вопросы, касающиеся росписи шелка. Пожалуйста, введите комментарий: